Тема: «Белорусскому
профсоюзу работников образования и науки – 95 лет»
Кирильчик Наталия Петровна
учитель
белорусского языка
и
литературы,
председатель
профсоюзного комитета ППО ГУО «Средняя школа № 123 г. Минска»
Цель:
сформировать представления о месте и роли Белорусского профсоюза
работников образования и науки в жизни
общества.
Задачи:
1.
Определить,
что такое профсоюз, каковы принципы его построения и функционирования;
2.
Познакомить
учащихся с деятельностью Белорусского профсоюза работников образования и науки;
3.
Актуализировать
знания и личный опыт учащихся и их семей в отношении участия в профсоюзном
движении.
Оборудование и материалы урока:
литература, сборники документов, соглашения, коллективный договор, подготовленная
презентация, плакаты листовки.
Приглашенные:
Ланюгов
Андрей Николаевич, отец учащегося 9 «А» класса, Гончарова Екатерина
Владимировна, мама учащейся 9 «А» класса
Эпиграф:
«Каждый человек имеет право создовать профессиональные союзы
и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов»
Всеобщая
деклорация прав человека, 10 декабря 1948 г . ст. 23
Ход урока:
I.
Организация начала занятия. Привествие. Объявление
темы урока.
II.
Мотивация изучения темы урока.
1.
Учитель:
-
Поднимите, пожалуйста, руки те, кому
родители на Новый год приносили подарки с работы?
-
А билеты на новогоднюю ёлку?
-
А кто ездил по путёвке в оздоровительный лагерь?
Значит,
большинство из вас уже пользовались плодами работы профсоюза. Сегодня у нас
необычный урок. Обратите внимание на его тему (на экране тема урока).
В
январе этого года исполнилось 95 лет Белорусскому профсоюзу работников
образования и науки. Это событие имеет важное историческое, общественно –
политическое значение. В чем заключается это значение, каковы функции, задачи
профсоюзов – мы поговорим на нашем уроки (на
экране цель и задачи урока).
2.
История возникновения Белорусского профсоюза профсоюза работников образования и
науки (Приложение 1) Выступление
учащихся, подготовивших свои сообщения. (На
экране хронология в датах)
1921
год, январь – состоялся съезд работников просвещения и социалистической
культуры. От этого съезда фактически ведется отсчет истории отраслевого
профсоюза работников образовании.
1957
– 1990 г .
– профсоюз работников просвящения, высшей школы и научных учреждений
Белорусской ССР.
Лидеры
профсоюзного движения:
-
Чёботова Тамара Иосфовна (с 1990 по 2005 г .)
-
Лукьянович Андрей Васильевич (с 2005 по 2006 г .)
-
Бойко Александр Александрович ( с 2006 по 2015 г.)
-
Орда Михаил Сергеевич ( с 2015 по настоящее время.)
Белорусский
профсоюз работников образования и науки объединяет 6 областных и Минскую
городскую, 134 районных, 10 городских, 7 439 первичных организаций.
III.
Усвоение новых знаний.
Учитель:
-
Какие вы знаете общественные организации? (Творческие и научные союзы,
различные товарищества и кооперативы, ОО «БРСМ» пионерская организация,
профсоюз)
- Самая многочисленная и влиятельная
общественная организация – это профессиональный союз. Дайте определение понятия
«профсоюз».
Профсоюз
– это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими
производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые целях
представительства и защиты своих социально – трудовых прав и интересов. (определение
на экране)
-
Право на объединение в профсоюзы является одним из важнейших прав граждан
Республики Беларусь, закрепленное её Конституцией (ст. 41) «Граждане имеют
право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на
объединение в профессиональные союза, заключение коллективных договоров
(соглашений) и право на забастовку.» (цитата
на экране, обращается внимание на эпиграф).
Вопрос для обсуждения:
Что
относится к экономическим интересам, социальным, трудовым?
(обсуждение идет в группах, дается
ответ)
Экономические
интересы – уровень заработной платы, уровень пенсионного обеспечения.
Социальные
интересы – отсутствие безработицы, гарантия занятости, социальное страхование,
санаторно – курортное лечение, обеспечение жильем.
Трудовые
интересы – условия труда (система оплаты, продолжительность рабочего времени,
продолжительность отпуска, охрана труда), «социальный пакет» - дополнительные
льготы и гарантии, выполнение трудового законодательства.
Учитель:
-
К сегодняшнему уроку вам было дано задание узнать у своих родителей, состоят ли
они в профсоюзе?
-
Как ваши родители объяснили, почему они не вступают в профсоюз?
(Причина
в экономических реформах, в том, что многие крупные частные предприятия
всячески препятствуют).
IV.
Информация о деятельности Центрального комитета
Минского городского комитета
Белорусского профсоюза работников образования и науки, профсоюзного
комитета СШ № 123.
Учитель:
-
Я с гордостью могу сказать, что
все члены нашего коллектива являются членами Белорусского профсоюза работников образования и науки.
Сегодня нас 102 человек (21 техперсонал, 81 педагогические работники). Бывшие
учителя нашей школы, так же являются членами нашей организации. Почему мы все
члены профсоюза? Потому что имеем
надежную защиту в лице Центрального комитета и Минского городского комитета,
Белорусского профсоюза работников образования и науки. Говоря о мерах,
принимаемых Белорусским профсоюзом работников образования и науки по защите
профессиональных, трудовых , социально – экономических прав и законных
интересов своих членов, следует
отметить, что сделано немало (Приложение
2).
Численность Минской городской организации Белорусского
профсоюза работников образования и науки состовляет 54 823 человека –
98,24 % (Приложение 3).
Гарантия благоприятных условий труда для работников сферы
образования является коллективный договор.
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения, заключаемый работниками и
работодателем (запись на доске и на
экране. Учитель демонстрирует коллективный договор принятый между профсоюзной
организацией и администрацией школы).
-
Владеете ли вы
информацией, когда у родителей возникали трудовые споры и как они разрешались?
-
Являются ли Ваши
бабушки и дедушки (пенсионеры) членами своих профсоюзных организаций?
-
Обмен мнениями
учащихся, родители которых являются членами профсоюзной организации СШ № 123.
V.
Подведение
итогов.
Ответы
на вопросы каждой группой.
1.
Каким должен быть профсоюз, что бы в него вступали молодые люди?
2.
Какими качествами должен сегодня обладать профсоюзный лидер?
3.
Можно ли утверждать, что своей деятельностью профсоюз защищает достоинство
человека?
Заключительное слово учителя:
Наш
профсоюз рожден в 20 веке.
Его
задачи, цели нам ясны:
Забота
о конкретном человеке
Великой
независимой страны.
Судьба
людей волнует и тревожит.
Они
всегда ждут помощи от нас.
Профком
трудящимся поможет
В
лихое время или трудный час.
Едины
мы, и это каждый знает:
Сплочен
и солидарен наш союз.
Сегодня
всех учителей объединяет
Наш
дорогой любимый профсоюз.
Всегда
готовы встать вам на защиту
Всех
интересов и, конечно, прав,
Трудящихся
мы не даем в обиду,
И
в этом помогает наш устав.
Комментариев нет:
Отправить комментарий