Уроки профсоюза

Тема: «Белорусскому профсоюзу работников образования и науки – 95 лет»

                                                 Кирильчик Наталия Петровна
                                                                  учитель белорусского языка
                                                        и литературы,
                                                        председатель профсоюзного комитета ППО ГУО «Средняя школа № 123 г. Минска»

Цель: сформировать представления о месте и роли Белорусского профсоюза работников  образования и науки в жизни общества.
Задачи:
1.                     Определить, что такое профсоюз, каковы принципы его построения и функционирования;
2.                     Познакомить учащихся с деятельностью Белорусского профсоюза работников образования и науки;
3.                     Актуализировать знания и личный опыт учащихся и их семей в отношении участия в профсоюзном движении.
Оборудование и материалы урока: литература, сборники документов, соглашения, коллективный договор, подготовленная презентация, плакаты листовки.
Приглашенные:
Ланюгов Андрей Николаевич, отец учащегося 9 «А» класса, Гончарова Екатерина Владимировна, мама учащейся 9 «А» класса
Эпиграф:
«Каждый человек  имеет право создовать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов»
Всеобщая деклорация прав человека, 10 декабря 1948 г. ст. 23
Ход урока:
I.           Организация начала занятия. Привествие. Объявление темы урока.
II.        Мотивация изучения темы урока.
1.                     Учитель:
- Поднимите, пожалуйста,  руки те, кому родители на Новый год приносили подарки с работы?
- А билеты на новогоднюю ёлку?
- А кто ездил по путёвке в оздоровительный лагерь?
Значит, большинство из вас уже пользовались плодами работы профсоюза. Сегодня у нас необычный урок. Обратите внимание на его тему (на экране тема урока).
В январе этого года исполнилось 95 лет Белорусскому профсоюзу работников образования и науки. Это событие имеет важное историческое, общественно – политическое значение. В чем заключается это значение, каковы функции, задачи профсоюзов – мы поговорим на нашем уроки (на экране цель и задачи урока).
2. История возникновения Белорусского профсоюза профсоюза работников образования и науки (Приложение 1) Выступление учащихся, подготовивших свои сообщения. (На экране хронология в датах)
1921 год, январь – состоялся съезд работников просвещения и социалистической культуры. От этого съезда фактически ведется отсчет истории отраслевого профсоюза работников образовании.
1931 г. – награжден орденом Трудового Красного Знамени за активное участие ликвидации неграмотности и малограмотности.
1948 г. – объединение профсоюза работников начальных и средних школ с профсоюзом работников дошкольных учреждений.
1956 г. – переименовано в профсоюз работников просвящения
1957 – 1990 г. – профсоюз работников просвящения, высшей школы и научных учреждений Белорусской ССР.
1990 г., сентябрь – I съезд Белорусского профсоюза работников образования и науки.
2010 г. – VI - съезд Белорусского профсоюза работников образования и науки.
Лидеры профсоюзного движения:
- Чёботова Тамара Иосфовна (с 1990 по 2005 г.)
- Лукьянович Андрей Васильевич (с 2005 по 2006 г.)
- Бойко Александр Александрович ( с 2006 по 2015 г.)
- Орда Михаил Сергеевич ( с 2015 по настоящее время.)
Белорусский профсоюз работников образования и науки объединяет 6 областных и Минскую городскую, 134 районных, 10 городских, 7 439 первичных организаций.
III.    Усвоение новых знаний.
Учитель:
- Какие вы знаете общественные организации? (Творческие и научные союзы, различные товарищества и кооперативы, ОО «БРСМ» пионерская организация, профсоюз)
-  Самая многочисленная и влиятельная общественная организация – это профессиональный союз. Дайте определение понятия «профсоюз».
Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду  их деятельности, создаваемые целях представительства и защиты своих социально – трудовых прав и интересов. (определение на экране)
- Право на объединение в профсоюзы является одним из важнейших прав граждан Республики Беларусь, закрепленное её Конституцией (ст. 41) «Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союза, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.» (цитата на экране, обращается внимание на эпиграф).
Вопрос  для обсуждения:
Что относится к экономическим интересам, социальным, трудовым?
(обсуждение идет в группах, дается ответ)
Экономические интересы – уровень заработной платы, уровень пенсионного обеспечения.
Социальные интересы – отсутствие безработицы, гарантия занятости, социальное страхование, санаторно – курортное лечение, обеспечение жильем.
Трудовые интересы – условия труда (система оплаты, продолжительность рабочего времени, продолжительность отпуска, охрана труда), «социальный пакет» - дополнительные льготы и гарантии, выполнение трудового законодательства.
Учитель:
- К сегодняшнему уроку вам было дано задание узнать у своих родителей, состоят ли они в профсоюзе?
- Как ваши родители объяснили, почему они не вступают в профсоюз?
(Причина в экономических реформах, в том, что многие крупные частные предприятия всячески препятствуют).
IV.    Информация о деятельности Центрального комитета Минского городского комитета  Белорусского профсоюза работников образования и науки, профсоюзного комитета СШ № 123.

Учитель:
- Я с гордостью могу сказать, что все члены нашего коллектива являются членами Белорусского профсоюза работников образования и науки. Сегодня нас 102 человек (21 техперсонал, 81 педагогические работники). Бывшие учителя нашей школы, так же являются членами нашей организации. Почему мы все члены профсоюза?  Потому что имеем надежную защиту в лице Центрального комитета и Минского городского комитета, Белорусского профсоюза работников образования и науки. Говоря о мерах, принимаемых Белорусским профсоюзом работников образования и науки по защите профессиональных, трудовых , социально – экономических прав и законных интересов  своих членов, следует отметить, что сделано немало (Приложение 2).
Численность Минской городской организации Белорусского профсоюза работников образования и науки состовляет 54 823 человека – 98,24 % (Приложение 3).
Гарантия благоприятных условий труда для работников сферы образования является коллективный договор.
Коллективный договор – правовой акт,  регулирующий социально -  трудовые отношения, заключаемый работниками и работодателем (запись на доске и на экране. Учитель демонстрирует коллективный договор принятый между профсоюзной организацией и администрацией школы).
-    Владеете ли вы информацией, когда у родителей возникали трудовые споры и как они разрешались?
-    Являются ли Ваши бабушки и дедушки (пенсионеры) членами своих профсоюзных организаций?
-    Обмен мнениями учащихся, родители которых являются членами профсоюзной организации СШ № 123.
V.        Подведение итогов.
Ответы на вопросы каждой группой.
1. Каким должен быть профсоюз, что бы в него вступали молодые люди?
2. Какими качествами должен сегодня обладать профсоюзный лидер?
3. Можно ли утверждать, что своей деятельностью профсоюз защищает достоинство человека?
Заключительное слово учителя:
Наш профсоюз рожден в 20 веке.
Его задачи, цели нам ясны:
Забота о конкретном человеке
Великой независимой страны.
Судьба людей волнует и тревожит.
Они всегда ждут помощи от нас.
Профком трудящимся поможет
В лихое время или трудный час.
Едины мы, и это каждый знает:
Сплочен и солидарен наш союз.
Сегодня всех учителей объединяет
Наш дорогой любимый профсоюз.
Всегда готовы встать вам на защиту
Всех интересов и, конечно, прав,
Трудящихся мы не даем в обиду,
И в этом помогает наш устав.


Комментариев нет:

Отправить комментарий